0543
Фонтан нефти, ударивший 16 мая 1932 года у деревни Ишимбаево, ознаменовал зарождение нефтяной промышленности в Республике Башкортостан и начало освоения нового богатого нефтеносного региона – второго Баку.
В 1934 году была построена ширококолейная железная дорога Ишимбай – Уфа протяженностью 177 км, предназначенная для доставки нефти из Ишимбая на нефтеперерабатывающие заводы. Уже к 1936 году объемы добычи нефти увеличились, и железная дорога и водный транспорт не справлялись с необходимым объемом перевозки нефти. По этой причине в 1936-1937 гг. был построен и введен в эксплуатацию нефтепровод «Ишимбай – Уфа» диаметром 12 дюймов (304,8 мм) и протяженностью 166 км с одной перекачивающей насосной станцией. Первый нефтепровод стал началом развития трубопроводной отрасли в Башкирии.
В сентябре 1944 года скважина № 100 Туймазинского месторождения дала первый фонтан девонской нефти. Интенсивный послевоенный рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций.
Решение о строительстве нефтепровода «Туймазы – Уфа» было принято Постановлением Совета Народных комиссаров от 7 января 1946 года. Строительство нефтепровода возложили на ГУАС НКВД СССР, реорганизованный в последующем в Главнефтегазстрой при Совете Министров СССР. Директором строящегося магистрального нефтепровода был назначен Черняев Давыд Александрович.
В мае 1946 года была создана дирекция нефтепровода «Туймазы – Уфа», началась целенаправленная работа по подготовке кадров нефтепроводчиков.
В официальных документах магистраль отмечалась как важнейшая стройка послевоенного времени. Нефтепровод протяженностью 183 км и диаметром 350 мм был введен во временную эксплуатацию 1 сентября 1947 года, а 3 сентября того же года первая партия туймазинской нефти поступила на Уфимский крекинг-завод. Эта дата и стала днем рождения системы магистральных нефте- и продуктопроводов Урало-Сибирского региона.